Продолжаем рубрику «Инновационная энергетика». Она посвящена наиболее свежим и оригинальным статьям из мира энергетики: новым бизнес-моделям в управлении энергокомпаниями, переходе с одного вида топлива на другой, технологиям, экологии, транспорту и т.д.
В преддверии реорганизации рынка электроэнергии в Украине и предоставления промышленным потребителям возможности выбирать поставщика по своему усмотрению, было бы интересно взглянуть на подход европейских производителей – как они научились выстраивать свои внутренние стратегий по сокращению энергозатрат и научились ли? Специалисты из PricewaterhouseCoopers, чтобы понять, как фирмы создают стратегии опросили топ-менеджеров компаний-миллиардеров из 145 стран и разных секторов экономики. Оценка энергоэффективности компаний проводилась по 15 параметрам: в их числе официальное принятие стратегии, развертывание новейших технологий и использование передовых финансовых механизмов. С результатами их анализа можно ознакомиться статье по ссылке. Предлагаем лучшие моменты статьи.
Крупные компании по всему миру платят за энергию миллионы, а то и миллиарды напрямую, и еще невесть сколько таких затрат заложено в снабжение, аутсорсинг и логистику, однако за исключением самых энергозатратных производств никто не пытается навести порядок в энергопользовании — бизнес просто платит по счетам, упуская возможность снизить риски, стать устойчивее и увеличить прибыль.
Изменение климата и глобальный контроль эмиссии CO2, истощение природных ресурсов и высокие требования к экологической ответственности, инновационные энерготехнологии и падение цен на энергию из возобновляемых источников. Эти темы овладели вниманием не только экологов, но и всего социума, и потому энергоэффективность все активнее обсуждают на деловых совещаниях. Новые тренды изменяют условия работы компаний и открывают бизнес новым рискам — но и новым возможностям.
Согласно классической теории Майкла Портера, конкурентное преимущество определяется либо низкими ценами, либо дифференциацией. Экономия на энергии может принципиально изменить вашу структуру затрат. А для потребителей, инвесторов и корпоративных клиентов все важнее становится вопрос о том, насколько компания озабочена воздействием своего энергопотребления (особенно выбросов СО2) на окружающую среду и климат.
Прежде чем мы погрузимся в рассуждения, посмотрим, что делает один из лидеров — компания Microsoft. Как и все ИТ-компании, Microsoft долго относилась к энергии как к неисчерпаемому ресурсу: включил рубильник — получил сколько надо. Однако распространение облачных вычислений и колоссальная волатильность цен на энергоносители заставили компанию задуматься. Сфера информации, коммуникаций и технологий (ИКТ) превратилась в крупнейшего энергопотребителя, создающего риски для экологии. Общественные организации вроде Greenpeace уже ополчились против «грязных данных», вынуждая «облачных» лидеров больше думать об окружающей среде. Все это заставило Microsoft пересмотреть свою энергетическую стратегию.
В 2011 году директор Microsoft по экологии Роб Бернард поручил профессионалам оценить экориски. Они оказались чрезмерно высокими — из-за ужесточения норм по выбросам, проблем с ценами и доступностью энергоресурсов. Чтобы снизить риски, Microsoft сформировала «энергокоманду» и поручила ей разработать план. Команде из 14 экспертов — по рынкам электроэнергии, источникам возобновляемой энергии, аккумуляторам и локальной энергетике (местному производству энергии) — было поручено создать и претворить в жизнь полноценную энергетическую стратегию. «Эти вопросы попали в фокус внимания руководства, — говорит Бернард. — Президент и финансовый директор Microsoft стали участвовать в планировании нашего энергетического будущего».
Компания начала активнее потреблять возобновляемую энергию и в целом стратегически смотреть на этот ресурс. Теперь ее подразделения вносят плату за выбросы CO2 — и эти средства идут на энергетические программы. Недавно Microsoft анонсировала планы по доведению доли энергии ветра, солнца и воды в обеспечении своих ЦОД до 50% к 2018 году и до 60% — к началу 2020-х.
Для всех ИКТ-компаний управление энергией становится неотъемлемой частью работы — и конкурентным преимуществом. Но и в других секторах с большим энергопотреблением и значительными выбросами бизнес движется по тому же пути. В частности, 35% выбросов CO2 производит сельское хозяйство. Принимая на себя ответственность, компании пищевой отрасли озаботились сокращением энергопотребления и выбросов. Например, изготовитель сухих завтраков Kellogg’s поставил перед собой план: к 2050 году снизить выбросы у себя и поставщиков на 65% и 50% соответственно.
Хотя ведущие фирмы во многих сегментах формируют энергетические стратегии, им не всегда есть на что опереться. Нередко бывает, что у компании есть продуманная и прописанная энергетическая политика — однако она не интегрирована в общую стратегию компании и не привязана к глобальным мегатрендам.
Несколько шагов для выстраивания прочной энергетической стратегии, не выглядят прорывными, однако систематическое приложение их к энергопотреблению компании обязательно приведет вас к прорыву.
1.Заручитесь поддержкой руководства
Энергетическую стратегию трудно внедрить без выделенной управленческой структуры и непосредственного участия генерального директора. Отстающие компании в нашем исследовании назвали главной помехой своей работе именно отсутствие специального органа. Поддержка свыше обычно начинается с заявления гендиректора (сначала только по компании) о включении экономии энергии в миссию и конкурентную стратегию компании.
В Microsoft собрали людей из юридического, финансового, экологического подразделений и ЦОД. Команда подчиняется вице-президенту по облачным инфраструктурам и операциям, а также вице-президенту по технологиям и социальной деятельности. А в компании по обработке данных ЕМС (сейчас принадлежит Dell) энергетический отдел подотчетен директору по финансам.
2. Включите тему энергии в описание миссии и операций
Первая задача команды — оценить внутреннее и внешнее воздействие энергопользования компании. Вот некоторые вопросы, на которые им стоит ответить: сколько энергии расходует наша компания и сколько на нее тратится? Каков вклад этих затрат в ключевые финансовые показатели — например, себестоимость продукции? Пользуемся ли мы выгодными предложениями по использованию возобновляемой энергии? Сколько углеродных выбросов производим мы и наши поставщики? Как это соотносится с ожиданиями клиентов, инвесторов и сотрудников? А что у наших конкурентов?
Ответы на эти вопросы быстро выявят возможности и недоработки в сфере энергоэффективности. Например, сетевой продавец бытовой техники может оценивать энергозатраты и потенциал экономии из расчета на единицу магазинной площади.
Можно также отслеживать динамику снижения энергопотребления. Крупным ритейлерам с серьезными энергетическими программами удается ежегодно сокращать энергозатраты на 2,5—3,5%. Поскольку эти затраты исчисляются миллионами, важен каждый процент. А если аккуратно учитывать потребление углеводородов, вы заметите зависимость от колебаний цен и начнете думать о переходе на возобновляемое топливо.
3. Отслеживайте энергопотребление на всех уровнях
Часто руководство вдруг с ужасом осознает, что не знает, сколько энергии тратит фирма — ни в целом, ни по каждой фабрике или проекту. Это крупная статья расходов — наряду с затратами на производство, оборудование и помещения — но при этом единственная, контроль над которой ведут спустя рукава. Зачастую это вообще «белое пятно» в структуре затрат. У большинства фирм нет систем быстрого доступа к энергетическим данным и приложений для их анализа, на основе которого можно было бы предпринять какие-то меры.
В 2015 году гигант сетевых технологий Cisco установил на одном из своих азиатских заводов 1500 датчиков, получил представление о тамошних энергозатратах — и вскоре сумел снизить их на 30%. Джон Керн, вице-президент Cisco по закупкам, вспоминает: «Мы всегда тщательно следили за расходами, но не придавали большого значения электроэнергии — даже не знали точно, сколько на нее тратится». В производственной среде это частая — и от этого не менее тревожная — проблема, ведь, как подчеркивает Керн, именно энергия может оказаться самой большой (и поддающейся оптимизации) статьей расходов предприятия.
4. Что останавливает энергокомпании?
Если энергетическая стратегия обещает столько выгод и преимуществ, почему же ее внедряет так мало компаний? Наше исследование вскрыло множество помех — как реальных, так и кажущихся. Во многих фирмах данные по энергопотреблению не отслеживаются — а без этого трудно понять свои проблемы и начать их решать.
Сейчас, когда уже есть инструменты для измерения и управления расходами энергии и выбросами CO2, сбор данных не представляет такой сложности, как раньше, к тому же, как мы видели, появились надежные модели и практики управления, помогающие компаниям выявить и ликвидировать недоработки (см. врез «Энергичная работа с энергией»).
Но главная помеха — ложные представления, что энергозатраты — это данность, с которой надо смириться, потому что всерьез снижать их непозволительно дорого. Мы очень надеемся, что, прочтя эту статью, вы перестали верить хотя бы в первый миф.
Что же касается второго, то топ-менеджеры из небольших фирм действительно часто убеждены, будто «экономика чистой энергии» по плечу лишь крупным, богатым компаниям: «Ну конечно, Apple, Microsoft или там Walmart могут себе позволить, а у нас денег столько нет». Но ведь фирмы-гиганты вкладываются в энергоэффективность и начинают пользоваться энергией из возобновляемых источников вовсе не потому, что у них денег куры не клюют. Нет, они занимаются этим, потому что ставят перед собой большие цели и верят в будущее.
Энергетические инициативы, как и любые другие, требуют инвестиций — порой не денежных, а временных и организационных. Однако опыт говорит о том, что все рекомендации вполне доступны большинству фирм — и быстро приносят значительную выгоду.