Утро вторника. Самое время поговорить об энергетике.
Сегодня в СМИ разворачивается новая волна обсуждения якобы «монополизма» ДТЭК. Формальным поводом стало распоряжение АМКУ о начале рассмотрения дела по признакам нарушения «ДТЭК Западэнерго» законодательства о защите экономической конкуренции.
Я осознанно использую словосочетание «формальный повод», и сейчас я объясню почему.
- Главный индикатор рыночной цены – рынок «на сутки вперед» работает в тех же условиях, как и предыдущий оптовый рынок, в пределах полного административного регулирования путем установления граничных цен и внедрения спецобязательств в гипертрофированных объемах.
- По данным оператора рынка, в августе-сентября наибольшая доля в структуре заявок на продажу на рынке на сутки вперед была у Гарантированного покупателя – 50-52% от общего объема заявок. На втором месте был НАЭК «Энергоатом» с долей 15-19% и только на третьем месте все производители ТЭС с суммарной долей 15-18% на всех. Поэтому любые обвинения о якобы доминирующем положении отдельного участника рынка (кроме Гарантированного покупателя, на которого государством же возложены спецобязательства) на рынке на сутки вперед или на внутрисуточном рынке абсолютно безосновательны.
- Балансирующий рынок хоть и работает, но три месяца подряд не имеет окончательных данных о результатах (как по объему, так и по ценам).
- Рынок вспомогательных услуг пока не работает, а затраты за услуги, которые должны были бы предоставляться и оплачиваться на этом рынке (плата за мощность и маневренность оплачивалась отдельно даже в старом оптовом рынке) сейчас вкладываются прямо в цену электроэнергии, что тоже искажает ценообразование.
- Системный оператор в течение трех месяцев не публиковал данные по обобщению прогнозного и фактического спроса, доступности и фактического использования генерирующих мощностей и электроустановок потребления, способных к регулированию, доступности и использования сети и сечений, балансирующей электрической энергии и резервов мощности, которые должны быть обнародованы в соответствии с Законом «О рынке электрической энергии».
Если говорить проще, то по факту трех месяцев, в течение которых менялись условия предоставления услуг общественного интереса, не работал сегмент рынка вспомогательных услуг, все еще нет полной картины по объему небалансов и, исходя из этого не определены реальные объемы, в которых есть потребность у участников рынка, а не в разы завышаемые от потребности заявки, которые подаются на РСВ/ВСР. А значит и невозможно говорить об объективном определении доли участников на каждом из сегментов и, тем более, – делать выводы о наличии монопольного положения.
Печально, что вместо того, чтобы спокойно работать над устранением проблем в рынке, привлекая к этому все заинтересованные стороны, под воздействием популистских политических лозунгов, а иногда и прямого давления, регуляторные органы в большей степени нацелены на поиск «врагов народа». И это большая проблема не только для тех, кого этими врагами хотят назначить, но и для всей энергетики страны.