Этот пост не несет поучительной морали и не раскрывает бизнес секретов – он целиком посвящен «расстроенным чувствам», которые, я уверен, со мной разделяют все сограждане, мечтающие о том, чтобы наша страна как можно скорее переместилась из постсоветского сейчас в европейское завтра. И хотя вопрос был особенно актуален пару недель назад, я думаю, мы вернемся к нему еще не раз. Потому что он требует решения. Решения, на мой взгляд, очевидного. К сожалению, наши законодатели не разделяют моих взглядов. Итак, вопрос отмены запрета на продажу земли.

Попытка снять мораторий на продажу земли снова провалилась. Один мой знакомый — практикующий юрист и ярый противник отмены запрета – на просьбу аргументировать свою точку зрения, ответил так: «… все же понятно – землю раздерибанят. Нужно придумать модель регулирования и только потом запускать». На встречный вопрос – кто именно будет «дерибанить», зачем и как «они» это сделают без согласия законных владельцев, а также – зачем придумывать какую-то «модель регулирования», когда есть работающие базовые принципы рыночного спроса и предложения с «невидимой рукой» Адама Смита, он ответил, что «тема слишком сложная и нужно обсуждать позже».  Судя, по всему, именно такого принципа придерживаются все оппоненты закона о снятии моратория.

Земля – это либо производственный ресурс, либо недвижимость, которую можно передать в наследство и гарантировать сохранение стоимости капитала. И то, и другое регулируется действующим законодательством, которое, может быть, и небезупречно, но, как ни крути, наша законодательная система работает последние 25 лет, соответственно, не так уж она и плоха.

Чем же апеллируют оппоненты снятия моратория? Один из главных тезисов – «гектар украинской земли стоит никак не меньше $5 000», здесь же приводятся примеры соседней Польши (стоимость гектара там колеблется от 5 до 8 тысяч евро) и совсем не соседней Великобритании (20 тысяч фунтов стерлингов). Однако почему-то умалчивается, сколько же стоила там земля в начале продаж, когда рынки Польши, Молдовы, других соседних стран только открывались. Могу ответственно сказать – мало. Да, потом земля подорожала, причем быстро — в течение 1-2 лет. Почему? Потому что начал работать рынок — торговля землей как ресурсом быстро подняла его значение до заслуженного уровня.

Второй аргумент пытается «погрузить» всех непосвященных в специфику вопроса: нельзя обойтись без таблиц урожайности, классификаторов качества земли. Здесь контраргумент простой и быстрый – ничего из перечисленного не нужно. Чем проще, тем лучше: за более привлекательную землю будет конкурировать больше покупателей, соответственно, она будет стоить дорого, а менее привлекательная будет стоить дешево. Вот и вся классификация. Адам Смит еще в середине XVIII века ее обнаружил и описал. И не нужно переживать: и на дорогую, и на дешевую землю будут претенденты. Без таблиц и классификаций. При этом никто не пострадает: кто не захочет продавать, тот не продаст.

Совершенно очевидно, что ни один инвестор не будет вкладывать деньги в развитие чего бы то ни было, пока не получит защищенное право собственности. И я говорю не о злобных и страшных «американских фондах, которые хотят скупить все на корню» и даже не об алчных агрохолдингах. Я говорю о фермерских семьях, обрабатывающих от 2 до 10 тысяч гектаров. Подумайте сами: какой смысл вкладывать деньги в оборудование, дорогущие системы полива, закладывать сады, которые «отобьются» через 5-7 лет, если через год у тебя этой земли может не быть?

МинАПК во главе с Тарасом Кутовым сделали героическую попытку сдвинуть дело: кроме собственно снятия моратория, подготовили и альтернативный вариант, где нет прямой продажи, есть секьюритизация прав аренды, с которыми теоретически можно было бы работать. Но даже этот вариант не прошел.

Рынок земли мог бы стать локомотивом экономического развития, который страна не может найти с момента кризиса 2008-2009г г. Во-первых, это от 10 до 30 миллиардов долларов первичной стоимости земли (посчитано с журналистами VOX Ukraine http://voxukraine.org/longreads/poor-country/index.html), которые будут либо вынуты из «кубышки» украинского инвестора, либо привлечены из внешнего кармана иностранного капиталиста. И это средства, которые пойдут в экономику Украины! Во-вторых, каждый доллар вложенных инвестиций мультиплицирует эффективность дальнейших переделов экономики с хорошим мультипликатором. А если еще в уравнение включить банки, у которых появится гарантированный залоговый инструмент, то вообще включается турбонаддув стимуляции экономики, и посчитать этот эффект даже страшно. Но кредитные ставки точно снизятся.

К сожалению, сама собой проводится параллель: точно так же, начиная с середины 90-х, в стране остро стоит вопрос государственных шахт, убыточных, оснащенных морально устаревшим оборудованием. И ведь ни тогда, ни сейчас никто не знает, что с ними делать. Что имеем в итоге? Полное отсутствие социальной политики, паралич в принятии решений и, как следствие — дотационную отрасль экономики, которая сжирала и сжирает по 1-3 млрд долларов в год. И у меня есть большие сомнения, что эти деньги доходят до шахтеров….

Не хотелось бы, чтобы что-то подобное произошло и с сельскохозяйственной отраслью… Поэтому не могу не обратиться с призывом: государственные мужи, оппоненты, сосредоточьтесь на первоочередных задачах государства, решайте сложные социальные вопросы, не откладывайте их на «послідовників». В остальное же государству вмешиваться не стоит. Рынок сам себя отрегулирует.