Евгений Бондаренко и Александр Кучеренко побывали в США и познакомились с корпоративной культурой Facebook, LinkedIn, Hewlett Packard. В этих компаниях уже активно используют HR-инструменты, о которых многие пока только читают в книгах. Евгений Бондаренко сделал подборку из 8 инструментов, которые можно и нужно брать в работу.

Boot camp

Его мы привезли из Facebook. Это очень сильный формат обучения и поиска инновационных подходов.

Как это работает? Однодневное мероприятие, где могут участвовать несколько сотен человек. Сотрудники сами организовываются в команды вокруг проектов (на кемпе задается определенная тематика).

Цели: поиск креативных идей и организация команд для их реализации + развитие сотрудников, путем их перемещения в новые команды (развитие новых компетенций).

Сад на крыше офиса Facebook

Горизонтальные связи

Взаимодействие между сотрудниками без посредничества руководителей.

Как это работает? В компании фокус смещается с традиционной формы взаимодействия через руководителя в формат линейных связей. Такой подход позволяет искать самостоятельно коллег из соседних подразделений и решать задачи клиента как можно быстрее. Эту методику используют в GE, где учат сотрудников, как взаимодействовать с коллегами и получать выгоды от горизонтального взаимодействия.

Цели: плоские связи повышают оперативность реакции, объединяют сотрудников в решении задач, устраняют бюрократию.

Real Time Feedback

Инструмент очень набирает популярность, а удобные диджитал-решения, которые активно используют компании, только помогают в этом.

Как это работает? Многие компании регулярно проводят оценку персонала в формате “Оценки 360” или же “Ежегодной оценки деятельности”. RTF позволяет получать данные регулярно (а не 1 раз в год или любой другой период) и наладить обратную связь. Внутренние социальные сети, мессенджеры и прочие диджитал-инструменты упрощают реализацию этой системы.

Цели: достичь максимальной объективности в оценке персонала, своевременно корректировать поведение, путем промежуточного получения информации.

Внутренние соцсети

Их активно используют в разных компаниях. Одни создают собственные решения, другие пользуются общедоступными. Самый распространенный инструмент – Workplace от Facebook (этим инструментом активно пользуются и украинские компании).

Как это работает? Социальная сеть в компании – это не только фан и общение, но и инструмент обучения. Например, в Hewlett Packard есть учебный портал, где сотрудники могут подписываться на интересующие каналы или своих коллег. Экспертом стает не тот, кого назначает руководство, а тот у кого хотят учиться сотрудники + сами сотрудники выбирают направления своего обучения.

Цели: обучение через общение, способствует Peer to Peer.

Одна из самых популярных внутренних социальных сетей для компаний

Пространства вместо аудиторий

Это стандарт для многих западных IT-компаний, когда вместо рядов стульев и флипчарта, организовываются совсем “неформатные” помещения.

Как это работает? Обучение проходит не в тренинговом зале, а в пространстве для обучения и развития. Не один проектор и флипчарт, а вся комната – сплошная доска и экран. Обучение проходит в атмосфере творчества, максимального погружения и отрыва от реальности.

Цели: нестандартные решения, для которых нужен нестандартный подход + пространства способствуют общению, позволяют каждому выбрать удобное для него место.

Зал для обучения в GE

Здоровый образ жизни и Lifebalance в офисе

Истощенные “жизнью в офисе” сотрудники уже не в моде. Здоровый образ жизни пропагандируется во всем. Эталоном для нас стала компания LinkedIn, где просто все организовано таким образом, чтоб сотрудник заботился о своем здоровье.

Как это работает? Время, которое сотрудник проводит в офисе, должно максимально гармонировать с жизнью человека, дополнять ее. Ценности и жизненные приоритеты могут и должны объединяться на работе и вне ее. Любит человек йогу – пускай ходит на нее 2 раза в неделю с коллегами, прямо в офисе, предпочитает занятие боксом – есть небольшой зал и тренер по понедельникам. Хочет показать родителям, чем он занимается – приводит их на Parents Day, как в LinkedIn.

Цели: рост вовлеченности и лояльности сотрудников + гармония с компанией на уровне ценностей.

Кухня в офисе

Peer to Peer обучение

Все уже слышали, многие пробовали, но мало у кого получается использовать этот инструмент эффективно. сотрудники сами решают, что они хотят изучить. Например, внутренняя соцсеть в Hewlett Packard активно используется как инструмент для Peer to Peer обучения.

Как это работает? Сотрудник сам инициирует свое обучение в ходе выполнения задач и достижения целей. Внутри команды эксперты определяются органично, деляться опытом и обучают коллег.

Цели: этот метод развивает находчивость, умение сотрудничать и отстаивать свои идеи.

Собственные проекты

Многие компании закладывают время для создания проектов сотрудниками в рабочее время.

Как это работает? Компании выделяют осознанно какую-то часть времени (1 день в неделю, 1 день в месяц, пол дня пятницы и т.д.), когда сотрудники могут заниматься проектами, которые им интересны. Они не всегда могут быть связаны с бизнесом компании. Они могут иметь социальную, волонтерскую направленность.

Цели: генерация новых идей/продуктов (часто сотрудники создают проекты именно для компании) + повышение вовлеченности сотрудников.